Разработали маркетинговую стратегию для lowcode-стартапа

Клиент

К нам обратился стартап, который развивал low-code/no-code платформу для малого и среднего бизнеса. Её основные возможности — создавать базы данных, автоматизировать процессы и проводить интеграции со сторонними сервисами и приложениями. Вместо покупки отдельных дорогих систем, например, CRM, ERP, HRM или LMS, благодаря таким платформам небольшие организации могут удобно собрать и настроить под себя весь нужный функционал.

По соглашению о неразглашении, мы не можем назвать клиента. Отметим поле его конкурентов, чтобы вы сориентировались, о каком продукте идёт речь. Это сервисы Airtable, Notion, Coda, Bubble, Pega, Directual, Betty Blocks. Все они работают по бизнес-модели подписки за фиксированную ежемесячную плату. Рынок low-code/no-code приложений быстро растёт и привлекает всё новые сегменты, переманивая аудиторию у готовых решений в каждой из ниш.

Клиент поставил задачу сформулировать позиционирование и стратегию работы с аудиторией в ситуации, когда у продукта нет функциональных рамок применения. Это особенность таких решений: их функционал часто почти безграничен, и вы можете собирать из готовых блоков что угодно — от сервиса бронирования до базы знаний производителя. Получается, что широкий круг пользователей — это все покупатели на рынке, но такой фокус размывает позиционирование, потому что каждому из покупателей нужно решить конкретный набор задач.

black pencil on white printerpaper

Именно из-за неопределённости в целевой аудитории, а значит и каналах продвижения — клиент и заказал нам маркетинговую стратегию. Ведь чтобы прийти к потенциальному заказчику с предложением, нужно определить сегмент и выстроить привлечение целевых лидов, на которых вы направите маркетинговые усилия и бюджет. На некоторых рынках ответы на эти вопросы очевидны, но не в случае с low-code/no-code, хотя создатели таких платформ и уверены в ценности своих продуктов.

Кроме того, нам с клиентом предстояло выбрать бизнес-модель и ценообразование. Быть вендором, сосредоточившись на развитии продукта и поручив продажи и внедрения интеграторам, или самим управлять всем процессом? Как выстроить работу с интеграторами и какой частью ценовой премии с ними делиться? Определять разовую цену за лицензию или установить тариф за периодическую подписку?

В этих направлениях мы и приступили к созданию стратегии.

Фокус на бизнес-клиентах

Вместе с клиентом мы решили сохранить фокус на корпоративном, а не частном сегменте. Бизнес-пользователи более платёжеспособны и используют сервисы для самых сложных и интересных задач, которые раскрывают максимум возможностей продукта. Продажу физлицам, конечно, никто не отменял.

Клиент представлял свою платформу как «конструктор для всего». Но это можно сравнить с продажей в магазинах Lego лишь тысяч видов стандартных деталей, без готовых сказочных сюжетов, которые, в свою очередь, можно собирать во вселенные и миры. Создателям продуктов часто кажется, что концепция «всё для всех» универсальна и возьмёт верх над конкурентами, но в реальности это мало впечатляет аудиторию.

Поэтому мы предложили в качестве основы позиционирования — типовые решения для отраслей на базе конструктора. Нужно понимать, что любое low-code/no-code решение в роли CRM, ERP или HRM всегда функционально хуже, чем специализированная система этого класса. Но преимущество в том, что с low-code/no-code можно возводить гибридные решения, например CRM+LMS+HRM. 

Сила платформы нашего клиента не в прямом дублировании и расширении функций нишевых систем, а в адаптивности под бизнес-процессы и возможности комбинировать системы разных классов в единой среде с бесшовной внутренней интеграцией. Именно этот фокус мы предложили выбрать клиенту: не нужно пытаться заменить amoCRM или 1С по отдельности, но стоит заменить их тандем.

Ведь даже решения на базе Битрикс 24, Битрикс и 1С — порой трудно интегрировать друг с другом, чтобы удобно и автоматически управлять процессами, несмотря на то, что у них один и тот же вендор. У платформы нашего клиента таких недостатков не было.

Чтобы не продавать всё и всем, мы выбрали 7 функций и 10 отраслей, в которых платформа могла бы пригодиться. Среди функций оказались продажи, финансы, обучение, управление продуктом, маркетинг, HR и фриланс. В числе отраслей — строительство, образование, консалтинг, ивенты, недвижимость, салоны красоты и другие. Для каждого из направлений указали конкретные виды целевых задач, которые продукт сможет решить.

Затем, чтобы выбрать приоритеты, каждому сегменту присвоили баллы по трём параметрам.

  • Применимость: насколько адресны функции платформы для этого направления
  • Ёмкость рынка: сколько привлекательных клиентов и денег в сегменте
  • Конкуренция: много ли игроков уже позиционируют себя для этих групп Так мы получили рейтинг, из которого выделили пятёрку лидеров, чтобы сфокусировать силы в них на старте продаж.

Как и поступили лидеры международного рынка, нашему клиенту стоило создать готовые конфигурации для целевых сегментов под их задачи, чтобы демонстрировать на презентациях и показать свою подкованность в отраслях. Такой подход ориентирован на успех потребителей, он помогает выжать максимум из продукта.

Мы предложили разделить эти конфигурации на 2 группы видов — согласно сегментации. По нашему видению, с одной стороны нужно было создать готовые модули CRM, LMS, HRM и других классов систем, а с другой — отраслевые конфигурации. Так наш клиент мог бы выходить на конкретную компанию и показывать готовый набор систем для отеля, салона красоты, автосервиса, поликлиники, ночного клуба, агентства недвижимости или курсов английского.

Кроме того, важным преимуществом этой платформы стала возможность её интеграции с системами, которые уже использует аудитория. Например, если компания-застройщик применяет 1С и не планирует отказываться от неё, то наш клиент предлагал бы интегрировать его решение с 1С. Это подходило для любого продукта с API.

Мы изучили модели ценообразования платформ, которые перечислили выше. Почти все они работали по подписке, а цены внутри каждого бренда отличались в зависимости от нескольких факторов.

  • Количество пользователей в системе
  • Доступный функционал платформы
  • Количество проектов

Корпоративным клиентам удобно оплачивать подписку за каждого пользователя, потому что так проще оценить регулярные расходы на одно рабочее место.

Опираясь на лучшие практики, мы предложили 3 тарифа с разным функционалом: бесплатный, стандартный и продвинутый. Для двух последних установили рыночные цены. Число тарифов определили исходя из исследований, которые подтверждали, что это оптимальная сетка с точки зрения пользовательского выбора и дифференциации опций со стороны разработчиков.

Тариф

Месяцев

Цена

Free

1, 3, 12

0 р

Mini

1

990 р

Mini

3

2 970 р

Mini

12

9 480 р

Pro

1

2 990 р

Pro

3

8 970 р

Pro

12

28 680 р

Мы рекомендовали клиенту выбрать вендорскую модель бизнеса, потому что она позволяет сфокусировать силы на развитии продукта, не тратя существенных ресурсов на контроль и организацию продаж. Однако у такого подхода есть ряд особенностей.

  • Сетью партнёров тоже надо управлять: это тоже часть бизнеса, хоть и внешняя
  • Партнёрский маркетинг — отдельное направление: партнёров нужно привлекать и работать с ними, чтобы удерживать, предоставляя денежные выгоды, привлекательный бренд и удобное взаимодействие
  • Кроме того, продукт должен быть лёгким для интеграции

Мы сформировали мотивационную сетку для партнёров по продаже тарифов, когда сам партнёр оплачивал половину стоимости подписки, а вторая становилась его денежной премией.

Кроме того — проработали направления партнёрского маркетинга и расставили акценты на необходимых усилиях со стороны клиента.

  • Образовательные проекты: повышение лояльности, уровня знания продукта, продвижение преимуществ на вебинарах и онлайн-курсах, а также в базе знаний
  • Контент-маркетинг: создание сообществ, размещение статей, блок компании и гостевые посты, информирование о новых релизах, форумы и чаты партнёров и разработчиков
  • Исчерпывающая техническая документация для партнёров и разработчиков
  • Техподдержка для партнёров и клиентов Сертификационная программа для партнёров

По методике AIDA обозначили клиенту видение, как и в каких каналах нужно представить продукт, чтобы привести клиентов к целевым действиям. •

  • Attention: таргетинг, контекст, контент и каталоги — для переходов на сайт и посадочную страницу, чтение статей и просмотра видео о сервисе
  • Interest: сайт, посадочная страница, ретаргетинг, блог, квиз, рассылки, пуш-уведомления, вебинары, видео и онлайн-курс — для просмотра целевых страниц и бесплатных регистраций, скроллов и знакомства с кейсами, чтения статей, подписок на рассылки и регистраций на обучение
  • Desire: сайт, ретаргетинг, менеджеры по продажам, обучение и партнёры — для регистрации в сервисе и начала пробного периода, просмотра вебинара и прохождения курса до конца, заявок на интеграцию партнёрам
  • Action: сайт, посадочная, менеджер по продажам и партнёр — для оплат подписок и заявок на интеграцию

Клиент утвердил стратегию, при этом выбрал развитие по модели интеграции, отложив переход на вендорский путь. Компания перешла к самостоятельным интеграциям продукта, успешно предлагая решения на основе наших рекомендаций. Среди внедрённых рекомендаций — целевые сегменты, ценообразование, продвижение по воронке продаж и другие блоки стратегии. Как отметили выше, подробностей мы не можем раскрыть, поскольку подписали с клиентом соглашение о неразглашении.

Обсудим проект?

Расскажите о своей задаче

    Как Вас зовут?
    Название компании
    Почта
    Телефон
    Расскажите о проектах и задачах
    Прикрепить файл
    Спасибо за заявку!
    Мы скоро с Вами свяжемся
    Отправить еще заявку